Вятскому музею – 35 лет. Путь становления

В сентябре 1982 года в новой Вятской восьмилетней школе встал вопрос о выборе главного направления в воспитательной работе. Он пал на создание краеведческого музея.

музей

Руководитель Вятского народного музея «Моя малая родина» В. Буторин со своими помощниками.

Так, был создан клуб «Поиск», в который входили следопыты из числа учащихся и педагогов. Клуб возглавил Алексей Шумков, ученик 6 класса. Также было создано 8 поисково-исследовательских групп, в которые входили учащиеся 1-8 классов, возглавляли их классные руководители.

Каждому классу были даны задания для краеведческого поиска, такие, как сбор материалов на темы «Герои среди нас», «Революцией рожденный», «История села», «История улиц» и т.д. Активными организаторами поисковой работы проявили себя учителя Н.А. Сапожникова, Л.П. Мухачева, Н.И. Калабина, Г.И. Санникова и др. Среди учащихся проводилось соревнование на лучшую поисковую группу, еженедельно подводились итоги работы на общешкольной линейке. Лучшими проявили себя 4, 7 и 8 классы, а самыми активными — ученики 5 класса Сергей Коткин, Саша Шумков, Коля Буторин, из 7 класса Лена Третьякова, Лариса Буторина, Лена Шумкова, из 8 класса Лена Коростина и Лариса Кашникова. Ребята приносили в школу старинные фотографии, монеты, орудия труда, штыки, наконечники стрел и копий, топоры, самовары, горшки, корзинки, письма с фронта, боевые и трудовые награды и многое другое.

Найденные вещи хранили в музейной комнате, которая располагалась в актовом зале школы. К декабрю 1982 года собрали около 400 экспонатов, этого было достаточно для открытия краеведческого музея.

До позднего вечера учащиеся с учителями работали в кабинете и готовили экспозицию будущего музея, которая состояла из 2 мемориальных досок (герои гражданской войны и герои Великой Отечественной войны), 11 стендов и 12 витрин. Были созданы такие отделы, как «Седая древность», «Финно-угорская культура в I тыс. л. до н. э.», «Первые русские переселенцы в XVI-XVII в.в.», «Е. Пугачев в Удмуртии», «Духовная культура в XVI-XX в.в.», «Великий Октябрь и гражданская война», «Коллективизация сельского хозяйства», «Великая Отечественная война», «Наше село сегодня» и др.

После 5-месячной упорной работы музей был готов, и 5 марта 1983 года при большом стечении жителей села был открыт первый в районе музей, который возглавила ученица 7 класса Елена Третьякова, впоследствии, в 2012 году, став директором Вятской общеобразовательной школы.

27 декабря 1983 года республиканская станция юных натуралистов выдала свидетельство о присвоении Вятскому музею официального статуса «Школьный музей». Музей стал центром просветительской работы, решая задачу вовлечения в работу значительного числа школьников, их родителей, учителей. В музее кроме поисково-исследовательской и экскурсионной деятельности проводятся совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, классные часы, родительские собрания, сельские сходы, НПК и др. На базе его организуются мероприятия районного и республиканского уровня. Здесь впервые в районе создаются авторские программы по краеведению с 1 по 11 классы. Материалы музея используются педагогами на уроках истории, краеведения, литературы, географии, ОБЖ, биологии, изобразительного искусства, в начальных классах и детском саду.

В 1985 году вятские школьники восстановили 318 имен погибших земляков в годы Великой Отечественной войны, которые были увековечены на обелиске возле школы.

В празднование 40-летия Великой Победы Вятский музей представил в Ижевске выставки «Набат памяти» и «Археологические памятники Прикамья», которые были признаны лучшими в республике. А в 1986 году в столице республики на праздновании 55-летия детского туризма в Удмуртии вятские следопыты выступили с докладами «Открытие обелиска», «Поиск продолжается», «Ленинская комната», где ученик 10 класса Алексей Шумков занял 1 место. В марте 1988 года, когда в г. Нижний Тагил проходила 1-я Уральская археологическая конференция школьников (УРАКШ), честь Удмуртии защищали следопыты Вятской школы и вернулись с достойными наградами. Здесь отличились учащиеся Л. Шумкова, Н. Короткова, Н. Сергеева, Л. Буторина. В этом же году вятские краеведы под руководством Е.А. Третьяковой участвовали во Всесоюзном слете музеев, который проходил в г. Ижевске.

Следопыты занимаются сбором топонимов, фольклора, возрождением народной культуры и поэтому в 1989 году наших краеведов пригласили на слет, посвященной 70-летию образования Удмуртской автономной республики.  В его работе приняли участие музейщики Р. Буторина, Т. Санникова, Н. Калабина, Н. Сергеева, О. Мухачева. Все наши следопыты неоднократно выступали в фольклорных праздниках. Они побывали в городах Ульяновск, Сарапул, Чистополь и др.

На протяжении 35 лет члены музея пишут исследовательские работы и участвуют в конкурсах. Участником Всероссийского конкурса «Моя малая родина» стала Татьяна Буторина, республиканских конкурсов исследовательских работ – С. Меньков, Н. Новиков, М. Буторина, А. Буторин, Ю. Сапожникова, А. Шумков, Л. Абалтусов, М. Буторина, О. Третьякова, М. Третьяков, И. Бабкин, О. Колбин, М. Вопшина, С. Балалина, А. Мухачев, О. Бабкина и др.

В 1995 году в честь 50-летия Великой Победы вятский музей был признан победителем в республиканском конкурсе музеев, в 2002 году ему присваивается звание «Народный», в 2005 году удостоен звания «Лучший музей образовательных учреждений УР», а еще через год становится лауреатом зональной выставки «Школа — 2006» за создание проекта «В глубинке России живет уголок».

В 2015 году музей занимает 3-е место в честь 70-летия Великой Победы. Благодаря деятельности музея Вятская школа удостоена таких наград, как почетные грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЦСПС, Министерств образования и науки РФ и УР, министерства культуры УР, комитета по делам архивов при Правительстве УР, за пропаганду и сохранение историко-культурного наследия УР и патриотическое воспитание учащейся молодежи. Благодаря патриотической работе за все эти годы в школе отсутствуют «трудные дети», состоящие на учете. Многие ребята поступают в колледжи и вузы.

В нынешнем году у следопытов большая задача: обновить экспозицию музея, сделать ее более эстетичной и интересной на основе достоверных исторических фактов.

Несмотря на свой 35-летний возраст наш музей не стареет. Он живет и обновляется на общественных началах. Ежегодно в его фонды поступает до 100-200 старинных предметов, и сейчас он насчитывает уже 6700 экспонатов. Это самый крупный музей в Удмуртии среди образовательных учреждений. Здесь проводится более 150 экскурсий в год, его посещают до 1500 человек, это из Удмуртии, России, стран СНГ, Италии, Германии, Швейцарии…

Правдивое отображение прошлого – не только важная задача учителей истории.

Огромное внимание к музеям сегодня во многом обусловлено тем, что с ними мы хотим увидеть будущее. В истории прошлого мы ищем ответы на многие жизненно важные вопросы…

В. Буторин, руководитель Вятского народного музея.