Святыня предков наших

Для православного человека храм — всегда особое святое место.  В одной из церковных молитв говорится: находясь в храме, мы находимся как на небе.   Недавно Колесниковская сельская библиотека организовала необычное мероприятие – экскурсию в Рождество-Богородицкий храм. Ребята с воодушевлением приняли эту идею. В назначенный срок дети собрались, и мы отправились в святыню предков наших.

в храмеУ церкви нас уже поджидала смотрительница храма Р.И. Кожевникова. Войдя в храм, ребята словно очутились в другом мире. Раиса Ивановна рассказала, что раньше церковь имела три престола: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый престол —  Сретения Господня (в воспоминание о первой сельской церкви), в теплой, и левый престол — Рождества Святого Иоанна Предтечи Господня. Заходя в церковь, мы попадаем в теплый храм, отопляемый в старые времена  печами, затем в величественный холодный, и дальше перед нами во всей красе предстает алтарь.

Также она рассказала, как надо вести себя в церкви.

Сохранились четыре документа на строительство церквей в Колесниково.

Первая церковь в деревне появилась в 1686 г. С этого времени Колесниково поменяло статус и стало не деревней, а селом. Церковь была деревянная, «о пяти главах и три алтари». Через 25 лет начали строительство новой, так как старую церковь сожгли башкиры и татары во время своего очередного набега. Она тоже была деревянная,  восстанавливали её  по старому описанию. Третью церковь построили вблизи деревянной  — теплой — Сретенской церкви. В грамоте предписывалось: «…прежнюю ветхую церковь разобрать, отвезти и сжечь близ реки, и пепел опустить в реку, а престол и одежды зарыть в землю новой  церкви под престол…».

В 1810 году  началось  строительство в Колесниково нового каменного храма вместо ветхой  деревянной  церкви.   А по старой, ветхой церкви предписывалось:  « …А что от того церковного строения останется, лесу и щеп, и тот лес не класть особо, и никому того лесу на строение мирских домов не продавать, кроме церковного строения, а щепы отдать топить печь при церкви».  Через восемь лет в 1818 году была построена и открыта каменная церковь, которая существует и ныне.

Наш храм – это проект зодчего Филимона Меркурьевича Рослякова. Построен он в стиле классицизма, восхищает торжественной величавой красотой, строгостью и чистотой линий.  По главному престолу церковь стала называться Рождество-Богородицкой.  Придя в этот удивительный храм, простые мужики учились грамоте, читали или слушали  книги, имевшиеся в церковной библиотеке.

Храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без них. При нашей церкви были открыты женская церковно-приходская школа, двухклассная земская мужская школа, одноклассная земская низшая сельскохозяйственная школа.

После 1917 года (Октябрьская революция) всё изменилось. В 1922 году из храма были изъяты ценности,  священника репрессировали.  В 1940 году проведена ликвидация храма, то есть уничтожение икон, престола и уцелевшей после 1922 года утвари. Храм так и оставался бесхозным. По воспоминаниям старожилов, во время войны храм приспособили для хранения зерна, которое затем переправляли по Каме на паромах дальше.   В 1958 году власти отклонили коллективную просьбу верующих из  Каракулино, Чеганды, Колесниково о возвращении все еще вполне сохранившейся церкви. К 90-м годам разрушение шло полным ходом.

В 2001 году ижевчанин В.Д. Елсуков обратился к Архиепископу Ижевскому и Удмуртскому  Николаю с прошением на восстановление храма.  Получив одобрение, он стал действовать дальше.  Работа закипела. Была нанята бригада альпинистов для проведения работы на высоте и подключены все связи, чтобы не было простоев из-за нехватки строительных материалов. Церковь менялась на глазах: была обновлена кровля купола, воздвигнут крест, обновлен фасад.  Постепенно храм приобретал свой изначальный вид.  Работа над восстановлением храма продолжается и сегодня.

Храмы на Руси всегда являлись сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев, всё поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях: многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси являлся главным хранителем православной культуры. От былого величия в Колесниковском храме в холодной части в лепных медальонах  остались росписи по сухой штукатурке двенадцати апостолов. Под каждым медальоном были еще росписи  — фигуры святых в рост, но они почти не видны. В алтаре сохранились богатые росписи по стенам.

Ребята слушали, затаив дыхание. Затем Раиса Ивановна продемонстрировала детям колокольный звон – это было непередаваемо.

Выйдя из церкви, ребята ещё раз обошли её вокруг, посмотрели, где раньше была каменная ограда, ворота, хозяйственные постройки, где на площади, у западного фасада церкви, проводилась сельская ярмарка.

Экскурсия подошла к концу. На обратном пути дети ещё долго рассуждали об увиденном, делились своими впечатлениями. Главный вывод, который был сделан в этот день, что храм необходимо восстановить, он нужен нам, так как является святыней наших предков, а значит, и нашей тоже.

С. Мосалева, библиотекарь.