Предупреждён — значит, вооружён

Moshenniki_4

Ежегодно мошенничества в России прирастают все новыми видами. На какие только уловки не изощряются мошенники, чтобы поймать в сети обмана доверчивых граждан. Их жертвами становятся люди разных возрастных категорий. Поэтому бдительность, бдительность, бдительность… Она у каждого должна быть особенно сильной. И ниже сегодня приводятся для населения некоторые виды мошенничеств и то, как их избежать.

Ситуация 1.

Звонок из службы безопасности (технической поддержки) банка

Вам звонит незнакомец. Номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка или технической поддержки банка. У вас просят конфиденциальные данные. Мошенник сообщает, что банк выявил подозрительную операцию, например, такую, как подача заявки через сбербанк-онлайн на получение кредита или в системе произошел сбой. Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код из СМС либо пароли от сбербанка-онлайн. Это нужно якобы для сохранности ваших денег.

Ситуация 2.

Перевод по ошибке

Вы оставили своё имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений. Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение об операции. Затем с другого номера приходит СМС с просьбой вернуть деньги. Мошенники исчезают после перевода.

Ситуация 3.

Звонок из полиции или прокуратуры

Мошенник звонит и сообщает, что некий сотрудник банка с доступом к вашему счету находится под подозрением и в его отношении ведутся следственные действия. На следующий день он звонит вам под видом представителя полиции или прокуратуры и сообщает, что вам необходимо выполнить гражданский долг — помочь следствию, а также убеждает вас перевести свои деньги на специальный счет для гарантии их сохранности.

Ситуация 4.

Приложение-кошелек с «защищенной» картой

Злоумышленник звонит от имени банка и говорит, что для вас выпущена новая особо защищенная карта. Такую карту якобы нужно добавить в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других карт для сохранности. Если вы под диктовку мошенника привяжете к приложению-кошельку свою карту и пополните её, деньги уйдут ему.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ

Запишите номер банка 900 в адресную книгу своего телефона. Если звонок будет с другого номера, то на экране телефона он отобразится как комбинация цифр, которая отличается от 900. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV|CVC), логин от сбербанка-онлайн, коды из СМС, номер банковской карты. Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.

Ситуация 5.

Автоматизированные кол-центры

Вам звонит робот будто бы от банка. Он сообщает, что ваша карта заблокирована в связи с подозрительной операцией, просит вас перезвонить для выяснения подробностей и диктует номер. По этому номеру отвечает мошенник под видом сотрудника службы безопасности. Он пугает вас потерей денег и настойчиво предлагает их «спасти», переведя на «безопасный счет», либо старается выманить секретные данные (например, логин от сбербанка-онлайн или код из СМС).

ВАЖНО!

Иногда вам может звонить настоящий голосовой помощник от банка, но только тогда, когда банк подозревает мошенничество. Это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального. Проверьте номер, с которого пришло СМС. Помните: банк присылает СМС только с номера 900 или 9000. Проверьте баланс своей карты, чтобы убедиться, действительно ли деньги поступили на ваш счет. Если баланс не изменился, проигнорируйте СМС.

Ситуация 6.

Брокерские или дилерские услуги

Выгодные инвестиции. Вам звонит незнакомец, который называет себя представителем брокерской или дилерской компании, предлагает инвестировать деньги и обещает высокий доход. Вы соглашаетесь открыть счет и самостоятельно переводите деньги на карту третьего лица. Мошенники пропадают, деньги вернуть невозможно. Бинарные опционы. Вы регистрируетесь на сайте бинарных опционов. После пополнения баланса получаете уведомление о получении «бонусных доходов». Чтобы вывести эти деньги, вам нужно повысить «торговый статус». Для этого вы вносите на счет дополнительную сумму. Мошенники пропадают, вернуть деньги нельзя. Проверьте лицензию. Прежде чем переводить деньги брокерской компании, убедитесь, что у неё есть лицензия. Список компаний с лицензиями на брокерскую и дилерскую деятельность есть на сайте Центробанка. Проверьте реквизиты. Настоящие брокерские или дилерские компании никогда не попросят перевести деньги на карту обычного человека. Это должен быть именно счет компании. Если баланс не изменился, проигнорируйте СМС.

Ситуация 7.

Опрос от Сбербанка

Вы получаете письмо или СМС о том, что Сбербанк проводит лотерею, акцию. Вам предлагают пройти опрос по ссылке, вы кликаете и попадаете на фишинговый сайт, на котором у вас пытаются выудить секретную информацию, например, пароль от личного кабинета или данные вашей карты). Вы проходите «опрос» на сайте, и за это вам обещают крупную сумму вознаграждения, например, 150 тысяч рублей. Но для подтверждения карты и перечисления бонусов вас просят перечислить «закрепительный платеж» в размере 150 рублей. Вы отправляете деньги, а потом не можете связаться с мошенниками. Настройте блокировку фальшивых сайтов в своем браузере. Когда оплачиваете покупки в Интернете, проверяйте адрес сайта. Если домен не совпадает в точности с официальным названием сайта, не вводите данные. Выбирайте защищенное интернет-соединение. Адрес сайта должен начинаться с букв https, а не с http, а в адресной строке должен отображаться значок в виде закрытого замка.

Ситуация 8.

Злоумышленники направляют на электронную почту письмо якобы с сайта «Госуслуги».

В нем содержится информация о новых социальных выплатах, для получения которых гражданин должен ввести на сайте по ссылке персональные данные СНИЛС и банковской карты. Но ссылка на сайте «Госуслуги» является поддельной и ведет на страницу мошенников, которая оформлена в идентичном дизайне. Чтобы не попасться на такие уловки, нужно пользоваться только официальным сайтом госуслуг. Заходить на него следует только прямым набором адреса в браузере, после чего нужно проходить авторизацию. Ни в коем случае не надо переходить по предлагаемым ссылкам в рассылках, мессенджерах или всплывающих окнах, каким бы ни был повод: выигрыш, лотерея, штраф, налоги, обновление данных.