Ижевские трамваи – визитная карточка столицы УР

Первый трамвай Ижевска, 1935 год. Пресс-служба ИжГЭТВ 2020 году ижевскому трамваю исполняется 85 лет. За эти годы трамвайные линии распространились практически по всему городу и соединяют его разные концы. Сейчас в Ижевске курсируют 11 маршрутов, а не один, как это было в 1935 году. А вы знаете, как выглядел первый трамвай в Ижевске?

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЖЕВСКОГО ТРАМВАЯ

В начале XX века в Ижевском поселке проживали уже 44 тысячи человек. По числу жителей и количеству предприятий и учреждений населенный пункт вполне мог претендовать на городской статус. Но только 6 июля 1925 года ВЦИК СССР присвоил статус города Ижевскому поселку. А в декабре 1934 года Ижевск стал столицей Удмуртии.

Из-за увеличения численности населения в городе встала транспортная проблема. Вскоре было принято решение о строительстве трамвайной линии. 5 марта 1934 года на Президиуме Ижевского городского Совета рассмотрели вопрос о проектировании трамвайного движения. Было решено разрабатывать строительство первой очереди трамвайного движения. Согласно генплану развития Ижевска, трамваи должны были курсировать от Казанского вокзала до ул. Кирова. Почти сразу же в Ижевске начинается ударная стройка. Будущие водители трамваев обучаются и стажируются в Казани.

ПЕРВЫЙ МАРШРУТ

18 ноября 1935 года в 9.00 час. на линию вышел первый трамвай Ижевска. Для города и его жителей это стало настоящим праздником. Первый трамвайный маршрут Ижевска был пятикилометровым. Линия на том участке была однопутной. Участок был без поворотного кольца. Чтобы начать движение в обратном направлении, водителю приходилось с одной площадки переходить на другую, а кондуктору перетягивать дугу по ходу вагона трамвая. Вагоны первых трамваев Ижевска были деревянными. Сиденья тоже, а пол покрывали решетками, чтобы не скапливалась влага и не промокала обувь горожан. Всего с 1935 по 1940 годы в Ижевске перевезли более 43 млн. пассажиров.

ИЖЕВСКИЙ ТРАМВАЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ

В годы Великой Отечественной войны почти все работники-мужчины ижевского трамвая ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. На грузовых платформах возили муку, дрова и стройматериалы. С помощью трамваев доставляли раненых в эвакогоспитали. После войны трамвайному хозяйству Ижевска необходимо было восстановление: многие пути были не годны для движения. Из 19 трамвайных вагонов осталось только 11.

Середина 1950-х годов – новый этап в развитии ижевского трамвая: расширение города и увеличение его населения требовали роста количества транспорта. Старые деревянные вагоны Мытищинского завода заменили первые цельнометаллические. Отдаленные районы Ижевска начинают связывать новыми трамвайными линиями. В 1961 году внедряют бескондукторную оплату за проезд на трамвае № 3. В 1966 году Ижевск получил первые вагоны чехословацкого производства «Татра Т3». Столица Удмуртии – первый город в России, полностью перешедший на эксплуатацию импортных вагонов. Профессия водителя трамвая пользовалась необыкновенной популярностью. Конкурс на курсы подготовки был как в институте – 8-10 человек на место. Выбирали самых лучших. Тогда же однопутных линий в Ижевске не осталось, а через год автоматы вытеснили кондукторов на всех маршрутах. По состоянию на 1970 год протяженность путей в городе составила 64 км, количество трамваев в местных депо – 152.

ПОПОЛНЕНИЕ ТРАМВАЙНОГО ПАРКА ИЖЕВСКАe3e65d6d0c35abd371660cead208ae07

Открытое в Ижевске в 1968 году троллейбусное движение замедлило развитие трамвая. В последний раз новое трамвайное полотно города вводили в эксплуатацию в 1982 году, его длина с тех пор составляет 75,5 км. С 1988 года в Ижевске не добавлялось новых трамвайных маршрутов. В 1987 году первые вагоны Татра Т6B5SU появляются в Ижевске. Пассажиропоток за 1990 год составил 143,8 млн. человек. В 1998 году в трамваях города вновь начинают работать кондукторы. Следующее пополнение трамвайного парка Ижевска было в 2003 году: приобрели 10 вагонов Татра T6B5RA. В начале 2014 года в Ижевск из Берлина привезли 10 вагонов Tatra KT4DM. На сегодняшний день в Ижевске 11 трамвайных маршрутов, четыре из них работают только в часы пик. На линии ежедневно выходит около 130 единиц техники. В 2020 году ижевскому трамваю исполняется 85 лет. За эти годы в городе не разобрали ни одной линии.