Добрую память учитель оставил о себе

Фадеев И.М.Семья Фадеевых приехала в деревню Малые Калмаши из Камбарки с сыном Михаилом. Иван Михайлович и Марфа Николаевна оба были учителя.

Иван Михайлович преподавал историю и был директором школы, а Марфа Николаевна — географию и ботанику, отвечала еще за школьный участок и выполняла обязанности воспитателя в интернате.

У Фадеева было много организационных вопросов по строительству новой деревянной школы. Трактористы ездили трелевать лес, стройматериал возили из Ижевска. В то же время нужно было строить жилье и для своей семьи, и Иван Михайлович привез дом из Пестерево.

Время было послевоенное, много было детей, которые остались без отцов. Так как большинство родителей были все время на работе, часть детей отставала в учебе и по 2-3 года обучалась в одном классе. Эти дети требовали особого внимания педагогов. А Иван Михайлович умел вести урок истории так, что все слушали с большим вниманием и интересом. Детям казалось, что нет такого вопроса, на который он не смог бы ответить: и про рыбаков, и про Алтай, и про все интересные места России. Иван Михайлович ходил с ребятами в походы на Кырыкмас. Там они жгли костер, ловили рыбу.

Водил он наши классы и на Галановское городище, где мы воочию видели, что место для проживания выбиралось людьми так, чтобы обеспечить безопасность от врагов: крутые горы со всех сторон, и только с одной стороны можно было пройти и проехать. Во время этого похода мы находили предметы быта, подобие ножей, глиняные черепки от посуды, наконечники и много разных других раритетных предметов или их остатков. Мне припомнился еще такой случай: при школе держали для хозяйственных нужд лошадь, потому что машин тогда не было, и кто-то ночью решил ее угнать. От шума проснулись интернатские дети и дали знать Ивану Михайловичу. Он взял ружье и начал стрелять, воры испугались и убежали. Долгими зимними вечерами директор находился с нами в интернате. Тогда мы много читали, вышивали гладью и крестиком, иногда с ним спорили, обсуждая разные темы. И однажды я получила за такие дебаты 1 кг конфет «Чио-чио-сан», которые очень хотела. Мы ведь кроме карамелек полосатых ничего больше не видели. А какие фантики на них были! Как на карте, дома нарисованные. Еще в каждой деревне была негласная привычка давать детям одинаковые имена, например, в Куюках: Глухов Николай Иванович 1-ый и Глухов Николай Иванович 2-ой. Иван Михайлович начинает их спрашивать и говорит шутя: «Мы, Николай второй, извольте идти к доске» или «мы, Николай первый, извольте идти к доске». Мы все ждали этого момента и радовались, что такой учитель был в нашей жизни и вызывал желание, быть похожим на него. Он многому научил нас, был понимающим и простым человеком, готовым в любой момент поддержать и вселить веру в себя. В жизни ему многое довелось пережить. Он являлся участником Великой Отечественной войны, прошел боевой путь с октября 1942 года по май 1945 года в составе 246 запасного стрелкового батальона. Был командиром пулеметной роты. За мужество и героизм, проявленные на фронтах, награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими юбилейными.

В нашей деревне Иван Михайлович оставил о себе добрую память как гражданин и педагог.

Нина Зайцева, д. Малые Калмаши.