Правила безопасности на рыбалке

На водеРыбалка — прекрасный вид активного отдыха. Но о том, что на рыбалке человека с удочкой подстерегают разного рода опасности, задумываются немногие. А между тем, любой водоем, даже давно знакомый, является в какой-то мере местом определенного риска.

Поэтому каждому любителю рыбной ловли тут необходимы постоянное внимание и соблюдение элементарных мер безопасности.

О ЛОВЛЕ С ЛОДКИ

Прежде всего, в лодке необходимо постоянно поддерживать определенный порядок. Это значит, что рюкзак, снасти, принадлежности должны быть сложены на своих местах, чтобы они не мешали действиям рыболова, не стесняли его. В тихую безветреную погоду рыболову на лодке особо опасаться нечего. Возможно лишь, что лодка вдруг начнет протекать. Но на этот случай под рукой всегда должен быть наготове черпак, чтобы вычерпать воду.

Без особой необходимости не надо становиться на лодке стоя. Даже при ловле спиннингом надо научиться действовать этой снастью сидя, что вполне возможно.

Особенно осторожным надо быть при опускании и поднимании якорных грузов. Нередко тяжелый груз настолько сильно засасывается в донный ил, что сразу поднять его по окончании рыбалки бывает нелегко. Рыболов напрягается, с усилием тянет за веревку. И если груз опущен не с носа или кормы лодки, а с борта, то лодка при этом сильно кренится в сторону груза, может зачерпнуть воду или даже перевернуться. А если вдруг оборвется или развяжется веревка, то рыболов сразу теряет равновесие и неудержимо падает через противоположный борт в воду. Чтобы подобного не случилось, лучше опускать и поднимать груз только через корму и нос лодки. И не следует прикладывать чрезмерных усилий, стремясь сразу поднять засосавшийся в ил груз. Надо просто некоторое время подержать веревку в натянутом состоянии под достаточным усилием и груз постепенно освободится из «объятий» ила, после чего его легко можно поднять.

Даже при слабом ветре лодку надо якорить так, чтобы она была носом против ветра, навстречу волне. Особенно если рыбалка ведется на обширном озере или водохранилище, где даже при среднем ветре образуются большие волны. Ветер в любой момент может резко усилиться, а подставлять борт лодки сильному ветру и крутой волне опять же небезопасно. Ну а если волна начнет уже изрядно качать лодку, то лучше смотать удочки и приплыть к ближайшему берегу. При этом обязательно надо поднимать сначала задний груз, а потом уж передний (носовой). В таком случае лодка до подъема второго груза будет оставаться в прежнем положении — носом к волне. А если сначала поднять передний (носовой) груз, то лодку сразу круто развернет сильным ветром и она может даже опрокинуться.

Особая осторожность требуется при рыбном лове с надувных судов. Кроме сказанного выше, на таких судах не рекомендуется заплывать в закоряженные места. Малейший «наезд» на острый край подводной коряги может привести к самым печальным последствиям. Но и на чистых, открытых участках не стоит заплывать на таких лодках слишком далеко от берега. Кроме того, необходимо всегда помнить еще об одном коварстве надувного судна. Дело в том, что в жаркую солнечную погоду туго накачанное судно в любой момент может в буквальном смысле взорваться. Да, не удивляйтесь, именно взорваться, разлетевшись на мелкие клочья. И происходит это потому, что воздух внутри судна при нагревании расширяется и, если не принять своевременные меры, взрыв неизбежен. Поэтому во избежание возможных неприятностей в жаркую погоду надо периодически проверять давление в камерах судна. Делается это простым надавливанием рукой в каждую камеру. И если чувствуете, что камера слишком «отвердела», надо немедленно стравить часть воздуха через клапан.

При ловле с надувного судна особенно осторожно надо обращаться с грузами для якорения. Как правило, в качестве таких грузов-якорей обычно используются подобранные поблизости куски камней, кирпичи или какие-либо железяки. А их края бывают довольно острыми, способными при неосторожном обращении с ними процарапать или даже распороть нежную прорезиненную ткань судна. Чтобы этого не случилось, груз следует опускать в воду аккуратно, на вытянутой руке, так, чтобы он не касался бортов. Такая же аккуратность требуется и при подъеме грузов.

Если в бачке, укрепленном на самом моторе, кончилось горючее, не заливайте его до тех пор, пока мотор не остынет. Не теряйтесь, если мотор охватит пламенем. Быстро накройте его попавшимся под руку брезентовым чехлом, тряпкой или собственной телогрейкой. Если же пламя не удалось сбить, немедленно покиньте лодку, иначе можно пострадать от осколков взорвавшегося бензобака.

Запомните, что при аварии лодка сначала ложится на бок, а затем переворачивается вверх дном. Бессмысленно забираться на перевернувшуюся лодку, она неустойчива и неминуемо опрокинется. Если вы не умеете плавать, не теряйте самообладания: ухватитесь за лодку с носа или кормы и, действуя рукой, ногами, постарайтесь вывести ее на мелкое место. Перевернувшаяся лодка может спасти несколько человек, надо только осторожно держаться за корму или нос лодки, погрузившись в воду до подбородка.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— катание детей на лодке без сопровождения взрослых,

— перегружать лодку сверх установленной нормы,

— пересекать курс других судов, близко подходить к ним и двигаться по судовому ходу,

— пользоваться судном лицам в нетрезвом виде.

НАПОМИНАЕМ: при возникновении любой чрезвычайной ситуации необходимо срочно вызвать службу спасения по телефону 112 (для мобильных операторов).

Николай Маслов, начальник ПСО-5.