Жить в единении

DSC_0342

В районном центре прошли публичные слушания по объединению в муниципальный округ муниципального образования «Каракулинский район» с МО поселений. С разъяснениями на них выступил глава района С.Н. Русинов.

16 марта в КРЦК прошли публичные слушания по объединению МО «Каракулинский район» и МО поселений, входящих в него, в муниципальный округ. На них присутствовали руководство района, почетные граждане, депутаты райсовета, Госсовета УР, главы и представители всех сельских территорий – в целом 268 человек.

С разъяснениями по предстоящему оптимизационному процессу выступил глава района С.Н. Русинов. Как он отметил, образование муниципального округа – это возврат к управленческой схеме, существовавшей до 2003 года. Район так же жил, развивался, велась работа с населением, по решению вопросов на местах, сельских проблем. И в республике в то время было всего 30 муниципальных образований (25 районов и 5 городов), а после принятия Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» их стало 341. И каждое из них требовало финансирования для организации жизни населения на своей территории. Сегодняшняя двухуровневая система местного самоуправления имеет немало минусов. Это и избыточный документооборот (все МО – самостоятельные юридические лица и должны иметь полный комплект документов, соответствующих этому статусу), и низкая кадровая обеспеченность на местах, и не подтвержденные деньгами полномочия, невозможность решать вопросы своими силами, ответственность по антикоррупционному законодательству для депутатов поселений, дорогостоящие выборные процедуры, и т.д.  Вследствие особенностей бюджетных отношений и конкурсных механизмов (решения должны быть приняты как на уровне поселений, так и района) происходит затягивание решений вопросов местного значения. Мешают делу дублирование функций и сопровождение деятельности сельских поселений, их затраты на выплаты штрафов, хрупкая управляемость (конфликты районных и сельских администраций) и многие другие недочеты существующей в настоящее время управленческой системы. Все это и предопределило преобразовательный процесс, побудив муниципальные районы начать процедуры по нему. Цель преобразования, подчеркнул Сергей Николаевич, заключается в создании эффективной системы муниципального управления, которая позволит более оперативно решать вопросы местного значения. Для населения преобразуемых территорий это не несет никаких рисков. Неизменным остается статус населенных пунктов. Льготы, установленные для жителей и работников, не утрачиваются. Не изменяются категории земель. И доступность органов муниципальной власти остается прежней, осуществление основных полномочий на территориях тоже вменяется ей. В итоге объединения МО поселений и района создается более стройная и целесообразная система власти. Муниципальным округом руководит глава, в нем одна администрация с территориальными отделами и один Совет депутатов. Отделы возглавляют начальники, организовывать работу с населением на местах им помогают специалисты.

Плюсы преобразования в округ следующие: высвобождение времени теротделов для более плотной работы с людьми, обязательное содействие специалистов района специалистам первых в решении местных вопросов, возможность получения благотворительной помощи компаний «Белкамнефть» и «Удмуртнефть» на всей территории района, а не только на территориях их промышленного влияния, назначение руководителя территориального отдела по конкурсу главой района, исключение слияния одного округа с другим (например, с Сарапульским районом), возможность участия в федеральной программе «Комфортная городская среда» уже не одним, а 3-5 проектами. Таким образом, единое юридическое лицо, коим явится муниципальный округ, сединой управленческой системой и бюджетом позволит более полноценно строить всю управленческую работу и избежать многих затрудняющих ее сейчас моментов.

Полемика по поводу преобразования муниципального района и МО поселений в муниципальный округ была достаточно бурной. Участники слушаний задавали вопросы руководству района, делились своими мнениями. Выступающих было немало. Прозвучали выступления как в поддержку начавшегося преобразовательного процесса, так и наполненные сомнениями. И это вполне понятно: к любым преобразованиям люди всегда относятся настороженно. Но излишняя осторожность порой просто мешает делу. И здесь (все должны это сейчас уяснить) главное – не упустить время, хотя оно у района еще есть. В одноуровневой системе местного самоуправления плюсов гораздо больше, и она для нас не нова. Кстати, жители 9 сельских территорий нашего района уже заявили о своем согласии с ней. Дело еще за тремя МО поселений. Не может быть в районе особых территорий, все мы в нем должны жить по единому закону, а он призывает нас сегодня объединиться в округ. Поддержим? Но только всем миром!

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ

Анна Пальшина, глава МО «Галановское»:

DSC_0366— На мой взгляд, реформа местного самоуправления сегодня назрела, потому что в существующей модели управления территориями немало недочетов. Взять, к примеру, организацию

водоснабжения в поселениях. Это направление относится к полномочиям района. Но у него очень часто не хватает на него денежных средств. А у нас, если даже деньги и есть, нет на то полномочий. И мы не можем помочь населению сделать ремонт водоснабжающей системы, либо установить дополнительный гидрант, либо поменять водонапорную башню. Поэтому, я думаю, если все финансовые средства будут аккумулированы в районе, вопросы местного значения будут решаться намного быстрее. А пока приходится обращаться за помощью к благотворителям, чтобы скорее дать людям воду в случае аварий на водопроводных сетях.

Теперь скажу о нашем имуществе. Оно тоже разделено на собственность поселения и района, что создает в определенные моменты свои сложности. Имеет место кадровая проблема.

Нелегко подобрать и депутатский состав, и главу поселения. Кроме того, очень напрягает и убивает наше время контроль со стороны надзорных органов, коли МО поселений являются юридическими лицами. У надзорных органов всегда найдется причина организовать проверку и найти недостатки. А это штрафы, это нервы главы и хождение его по судам.

Еще в настоящее время у нас наблюдается дублирование документов с районной администрацией. У начальников территориальных отделов эта работа, я думаю, уменьшится, и у него будет больше возможностей работать с населением.

Сегодня при данной системе отсутствует вертикаль власти и часто возникают конфликтные ситуации, идет неподчинение вышестоящему органу. И эта нестыковка в деятельности

района и поселений отражается и на том, с чем район выходит на республику. Там все видят и знают. И, если мы конфликтуем, плюсов нам это не добавляет. От слаженности работы органов местного самоуправления зависит и наше благополучие, и республики.

 Александр Коробейников, депутат Государственного Совета УР:

DSC_0395— Мы обсуждаем очень серьезный вопрос – то, как будет действовать система муниципальной власти в структуре той государственной власти, которая сегодня вводится. И это действительно стройная система государственной власти. Что же в ней изменится? Территории поселений полностью сохранятся в тех границах, в которых они сейчас находятся, а вот понятия «поселение» уже не будет. Территориальные отделы будут заниматься теми делами, которыми занимались и администрации муниципальных образований, и работать с населением, но только уже в структуре районной администрации. Будет в районе один человек, глава, ответственный за все, что в нем происходит. И утратится перекачка полномочий, существующих в настоящее время и мешающих организованной работе. Все должны уяснить, что мы говорим сегодня об эффективной управляемости на местах. Это очень правильное решение, и его надо неукоснительно выполнять.

Леонид Кондаков, почетный гражданин Каракулинского района:

DSC_0402— По сути, мы обсуждаем будущее нашего района. Все должно быть единоначально, чтобы иметь хороший результат. Это отчасти подтвердил и наш президент. В своем послании Федеральному Собранию он сказал, что нужно создать органы публичной власти. Это будет единая государственная власть, которая будет работать в полной связке с местным самоуправлением. И надо быть в одном строю со всей республикой, чтобы иметь позитивные последствия. Все делается правильно, и у меня нет сомнения, что жители района примут верное решение.

Елена Ерамасова.