О дороге, по которой пришла победа

Малокалмашинский музей посетили дети 7 класса местной школы и их классный руководитель М.А. Валова. На встречу с ними были приглашены родственники участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино, рассказавшие о них, а также использовались личные воспоминания тех, кто строил эту дорогу.

Так, Л.А. Меренкова поведала детям о своей маме Александре Алексеевне Кожевниковой, внесшей свою трудовую лепту в нужное республике дело в 1942 году. Ей было 17 лет. Работников поселили в огромном логу вблизи какого-то села, построили для них временное жилье наподобие землянок. Спали почти под открытым небом. Трудиться приходилось в сложнейших условиях: мороз 40 градусов, тяжёлые земляные работы. Строительство дороги велось в основном вручную. Ночью жгли костры, чтобы немного оттаяла земля, а утром долбили ее ломами, вывозили и делали насыпи. В бане ни разу не мылись, негде было просушить мокрую одежду. Всё очень быстро превращалось в лохмотья. За работу не платили денег, люди получали по 800 граммов хлеба в день. Иногда из дома им присылали еду, кто что мог. Домой не отпускали по 2-3 месяца. Но несмотря на тяжёлый труд все работали с одной целью – победить врага и приблизить победу. Меренкова Л.А. показала свои семейные фотографии. Её мама умерла в 88 лет.

Л.К. Ильина поделилась воспоминаниями о своей маме Екатерине Фёдоровне Парфёновой. Родилась она в 1918 году. На строительство этой дороги ее забирали дважды: в 1940 году, когда колхоз отправлял женщин вместе с колхозными лошадьми, в 1941 году. Кроме этого, Екатерина Фёдоровна принимала участие в строительстве дороги Каракулино-Сарапул, где была задействована на разработках леса.

А Е.В. Глухова рассказала о своей бабушке, жительнице деревни Кухтино. Она была очень маленькая и худенькая. Однажды, управляя повозкой, она не смогла справиться с лошадьми, и выпала из повозки, сломав обе ноги. После выздоровления её вновь отправили на строительство железной дороги.

Участницей строительства дороги была также А.И. Сапожникова. Она родилась в 1924 году в деревне Петропавловка. До войны работала на строительстве дороги со Старцевой горы г. Сарапула на Ижевск. Работники вымащивали ее, копали ямы, строили аэродром. Затем она работала в лесу, хотя очень сильно болели глаза. Хорошо, что попался хороший десятник, который научил молодых девчонок правильно подрубать и запиливать деревья, как удачно их уронить. Он же научил их выживать в лесу, разжигать костёр.

На встрече в музее в тот день были озвучены имена и других жителей малокалмашинской территории – участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Все они работали, не щадя своих сил и жили верой в победу.

Кроме того, здесь был использован документальный материал из книги Н.П. Кралиной «Дорога, ставшая судьбой», тоже непосредственной участницей строительства железной дороги на участке Кекоранский перевал.

В селе Кекоран у железнодорожного полотна вздыбился к небу щемящий душу суровый символ из покореженного звена шпал с рельсами. Скромный памятник самодеятельного художника, участника строительства трассы. Дорога, ставшая для фронта перемычкой, через которую на запад с юга и севера, пошли военные грузы, для начавшегося победного наступления Советской Армии.

Все 146 километров будущей дороги были обозначены стоянками в виде палаток, шалашей, бараков, землянок, навесов…. В них и жили зимой и летом те, кто прорубал просеки, расчищал место под трассу. Некоторые направлялись за лето на строительство дороги несколько раз, а кто-то работал бессменно. Иной раз количество работающих увеличивалось вдвое, втрое. Вот и получается, что в Удмуртии, каждая семья сельчан, колхозников имела прямое отношение к эксплуатации дороги Ижевск-Балезино.

Как выглядел строитель? Так как этот мальчуган на случайно сделанном фото, укутанный с макушки до пяток непомерно взрослым одеянием. Оно спасало его не только от холода, но и от нешуточных травм. Он работал возчиком. Телега, гружённая тяжелой породой, порой не сдерживалась одной лошадиной силой и иногда соскальзывала, увлекая за собой возчика. Такое случалось на Кекоранском перевале. Иногда ломалась телега, иногда гибла лошадь, случались и человеческие жертвы при обвале земляной породы. Хуже всего приходилось детям, которые не успели перешагнуть пионерский возраст: худо было не только от тяжёлой работы, холода, голода, мозолей на руках, но и от тоски по маме, по домашнему теплу. Были случаи, когда дети пытались сбежать домой, не зная дороги и не ориентируясь в лесу. Хорошо, если рядом находились чуткие и внимательные люди, пытавшиеся предотвратить побег, чтобы беглецы избежали наказания. Такие, как Надежда Петровна Кралина и ленинградка Наташа, её подруга. Они проводили разъяснительную работу не только с детьми, но и с бригадирами о том, чтобы не допускали грубости в общении, унижающей человеческое достоинство, предвзятого отношения. Они имели на это право, так как Н.П. Кралина была назначена комсоргом обкома ВЛКСМ на участок Кекоранский перевал. Всё, что видела, записывала. Они выпускали с подругой боевые листки каждый день, воздавая должное конкретным именам за их ударный труд, подавая пример своим участием во всех делах.

В 1948 году Надежда Петровна после окончания института приехала в Каракулино и работала учителем русского языка и литературы в старших классах и учителем немецкого языка в 5 классе. Позднее она написала книгу «Дорога, ставшая судьбой». Там, хотя скептики могут не поверить, она отмечала, что и после тяжёлого изматывающего труда, когда одному тоскливо и холодно, дети и взрослые собирались у костра или в шалаше, и вечер начинался с истинно народного запева.

Чаще всего пели такие песни: «По Муромской дорожке», «Глухой неведомой тайгою», «Когда б имел златые горы», «Мой костёр в тумане светит», «Славное море, священный Байкал», «Катюша», «Три танкиста». Из удмуртских песен изыскивались медленные и распевные. Пели тогда, когда день складывался удачно, когда приходили хорошие вести с фронта, близилось окончание изматывающей работы.

В общем, жизнь и в то далекое военное время шла своим чередом. Участники встречи в музее многое узнали о ней, о том, что и в тылу люди были герои, которые, не страшились невзгод и лишений, своим великим трудом помогали бойцам ковать победу.

Нина Зайцева.