Инновации развивали производство

О деятельности Каракулинской сельхозтехники вспоминает

бывший главный инженер предприятия Николай Григорьевич Башков

башковВ 1958 году я работал в детском доме инструктором по сельхозподготовке и учился заочно в Пермском сельхозинституте на факультете, где готовили инженеров-механиков. В августе 1960 года перешел в Каракулинскую РТС слесарем, так как был уже на 3-ем курсе. В мае 1961 года РТС реорганизовали в сельхозтехнику.

После окончания института 26 декабря 1963 года я работал тут же контрольным механиком, инспектором Гостехнадзора, главным инженером.

Затем решил поступать в аспирантуру. Летом 1965 года во время отпуска съездил в город Ленинград в ЦНИДИ, побеседовал с проректором, взял программу для сдачи кандидатского минимума и стал готовиться.

В апреле 1966 года меня вызвал председатель объединения «Удмуртсельхозтехника» Александр Иванович Демиденко и предложил перейти на работу управляющим в Шарканское отделение «Сельхозтехника». Я на это ответил отказом: «Управляющий – администратор, а я все-таки инженер, да и готовлюсь поступать в аспирантуру». «Ученых у нас хоть пруд пруди, а на производстве работать некому, подыщем тебе работу главным инженером, жди звонка», — такими словами закончил разговор Александр Иванович. Через неделю он позвонил и сообщил: «Алнашский инженер дал согласие ехать в Шаркан, а ты назначен на его место в Алнаши, приказ уже подписан».

И 18 апреля 1966 года я вступил в эту должность. Здание МТМ здесь было построено по устаревшему проекту, естественно, и технология ремонта устарела, так что мне было чем заняться.

Пришлось оборудовать разборочно-моечное отделение для тракторов, установить мойку для деталей машин, обновить технологию ремонта, а также построить общежитие для трактористов, столовую с горячим питанием для всех работающих на предприятии, деревянный 2-квартирный дом для своей семьи и семьи шофера с легковой машины управляющего и многое другое.

В январе 1969 года мне позвонил новый управляющий сельхозтехники с. Каракулино Григорий Алексеевич Болкисев и спросил, хочу ли я вернуться в село.

Так, 18 января того же года я получил приказ о переводе в Каракулинское отделение «Сельхозтехника», 20 января в должности главного инженера приступил к работе. Там строилась новая мастерская, возведены были стены. Колонны для кран-балок и плиты перекрытия мы завели в зимний период. С наступлением теплых дней строители продолжили работы, а мы вели монтаж отопления и оборудования, к концу года перешли в новую МТМ.

В 1974 году на должность управляющего отделения «Сельхозтехника» был назначен Всеволод Викторович Макаров, и мы стали работать вместе.

План выполняемых работ тогда был большой. Кроме материально-технического снабжения предприятий, колхозов и совхоза района, в сельхозтехнике ремонтировали тракторы и комбайны, узлы и агрегаты к ним, восстанавливали запасные части.

Предприятие имело свой автомобильный и тракторный парк, который занимался повышением плодородия почв в районе, тут заготовляли торф и вывозили на поля органические удобрения. Только за пятилетку было вывезено на малокалмашинские поля и внесено органики более одного миллиона тонн, в результате чего поднялась урожайность зерновых в районе.

Мы вели жилищное строительство, строили дома для рабочих и служащих: выросли четыре 22-картирных и шесть 2-квартирных кирпичных домов, два двухэтажных деревянных 4-квартирных дома, административное здание с общежитием гостиничного типа на втором этаже. Все работающие в сельхозтехнике были полностью обеспечены благоустроенным жильем.

Строили мы и производственные объекты, среди которых были депо ремонта комбайнов, СТО механизации животноводческих ферм, теплый автогараж, склад для запасных частей, обменный пункт узлов и агрегатов, трансформаторная подстанция, газовая котельная, новая линия теплотрассы. Кроме того, готовили механизаторские кадры для села: трактористов, токарей, сварщиков. В каждом хозяйстве работали наши выпускники.

На предприятии внедрялись в производство новейшие технологии ремонта машин, узлов, агрегатов и деталей к ним. Была введена в эксплуатацию и автоматическая сварка под слоем флюса. На ней работал квалифицированный сварщик с личным клеймом Ринат Гибадуллин. Восстановлению подлежали изношенные валы, оси, опорные катки, разные детали вращения.

Внедрили мы и автоматическую сварку деталей из алюминия в среде аргона с неплавящимся электродом «УДАР-300», ведь детали из алюминия не поддаются сварке обычным способом. В сварочную зону подается нейтральный газ аргон, защищающий шов от окисления, и тот получается ровный, не требующий дальнейшей обработки.

Сварщик Сарапульского ЭГЗ Волков, родом из Каракулино, помог быстро запустить установку. Он научил Валентина Горбунова всем тонкостям работы, и дело пошло. Детали из алюминия сваривали не только для своего района, но и для Ижевского ремонтного завода. Приходилось даже заваривать трещины на цистернах молоковозов.

При ремонте машин дорогостоящие детали из чугуна (блоки и головки двигателей, корпуса коробок и задних мостов) выбраковывались из-за образовавшихся трещин, в результате резко возрастала стоимость ремонта. Все корпусные детали отливались из серого чугуна с большим содержанием углерода — до 4%, который находится в свободном состоянии в виде графита. При нагреве чугуна до температуры плавления углерод переходит из свободного состояния в химически связанное и при обычном остывании на воздухе не успевает прийти в исходное состояние, серый чугун превращается в белый, а он твердый и хрупкий, как стекло. Сварной шов при остывании дает трещину. Я прочитал всю литературу по металлургии чугуна и пришел к выводу, что магний и никель ускоряют процесс образования графита в нем при остывании.  Если будет у нас никелевая проволока, можно изготовить электроды для сварки чугуна. По моей просьбе начальник отдела ремонта Анатолий Арефьев сделал запрос в Москву. Пришел ответ, что Киевский институт им. академика Патона уже разработал метод холодной сварки чугуна. Я попросил Анатолия, чтобы он связался с институтом: пусть командируют к нам своего специалиста, на базе Ижевского ремонтного завода можно провести учебный семинар с нашими инженерами и сварщиками. Так и сделали.

На семинар приехали со мной сварщик Александр Коробейников и Валентин Горбунов, желающие освоить инновацию. Нас ознакомили с новой технологией сварки чугуна, и каждый из присутствующих поработал на собранной установке.

Ручная сварочная головка с подачей проволоки у нас имелась, а нужный сварочный трансформатор нашли на Сарапульском ЭГЗ. Через неделю Валентин Горбунов уже работал на установке.

В 1978 году мы организовали участки по ремонту ведущих мостов и коробок передач для колесных тракторов К-700, К-700А, К-701. На ремонте агрегатов для К-700 специализировалась Увинская сельхозтехника, но там освоили только ремонт двигателей. Коробки и мосты этих тракторов я возил лично на ремонт в город Набережные Челны, но были большие проблемы с паромной переправой через Каму. Из-за большого скопления автомашин на ней по 8-10 часов стояли в очередях.

Объяснив сложившуюся ситуацию, я попросил в отделе ремонта открыть участки по ремонту этих агрегатов для всей Удмуртии, и там согласились со мной. В Набережных Челнах договорился, что привезу своих слесарей, чтобы они поработали вместе с ремонтниками одну недельку. Набросал эскизы стендов для разборки, сборки и обкатки различных технологических приспособлений и всю оргоснастку рабочих мест. Через месяц мы полностью оборудовали участки и выпустили первую коробку К-700А и ведущий мост. Я обратился в отдел ремонта поставить нас на снабжение запасными частями и ремонтными материалами по агрегатам. Так наша мастерская стала ремонтировать агрегаты для тракторов К-700 и его последних модификаций для всей Удмуртии.

В управлении ремонта машин «Удмуртсельхозтехника» мне предложили в нашей мастерской организовать участок ремонта трубокомпрессоров. Новые тракторы и комбайны шли с двигателями, оборудованными трубокомпрессорами, которые в процессе работы изнашивались и требовали ремонта. Их меняли на новые, но их не хватало, и часть техники простаивала. Меня командировали в г. Ярославль на моторный завод, где при заводе был организован участок ремонта трубокомпрессоров. Технолог завода выдал мне всю технологическую документацию по ремонту и направил в цех для ознакомления с рабочим процессом. В течение трех дней я полностью освоил технологию и рабочий процесс. Пришел к выводу, что в нашей мастерской можно успешно ремонтировать трубокомпрессоры. Требовалось приобрести оптический балансировочный стенд и изготовить стенд для обкатки и испытания после ремонта трубокомпрессоров.

В управлении ремонта заявку на балансировочный стенд приняли. Техническими условиями предусматривалось, что турбинную и компрессорную крыльчатки, сидящие на одном валу, если по техническим условиям они пригодны для  дальнейшей эксплуатации, можно оставить без балансировки, то есть проводить выборочный ремонт. И мы приступили к работе. Турбины завозили со всей республики, но часть из них была в аварийном состоянии и подлежала выбраковке.

Позднее у нас возникла проблема с поршнями для тракторных пусковых двигателей ПД-10. В отделе ремонта мне дали направление на Ижевский завод в мотоциклетный цех для изучения технологии изготовления поршня из литейных заготовок. Я прошелся по всему конвейеру, записал весь процесс, инструменты, оборудование, переговорил с рабочими. В отделе ремонта доложил, что наша мастерская располагает возможностями изготовления поршней, нужны литые их заготовки и латунная проволока для штифтов. Мне пообещали, что в ближайшие 2-3 дня все будет у нас, лишь бы мы сами были готовы. Мы успешно справились и с этой поставленной технической задачей.

Качеству ремонта машин, культуре производства и производственной санитарии стало уделяться большое внимание со стороны проверяющих и контролирующих органов. В этих целях председатель объединения «Удмуртсельхозтехника» И.М. Маликов решил провести специализацию ремонтных мастерских районных отделений «Сельхозтехника», которые были к этому готовы на данный момент. Главных инженеров отделений пригласили в отдел ремонта управления, мы сели за  расчеты и определились, кому и чем заниматься исходя из экономической целесообразности. В Каракулинской ремонтной мастерской были две поточной линии. Первую занимали колесные тракторы МТЗ, вторую – гусеничные ДТ-75, Т-74.

Нам предложили полностью перейти на ремонт колесных тракторов марок МТЗ для четырех районов: Сарапульского, Камбарского, Киясовского и Каракулинского. А ремонтом гусеничных тракторов этих районов должна была заниматься Сарапульская сельхозтехника. Так была определена специализация нашей мастерской. Но за нами оставались ранее созданные участки по ремонту коробок передач и задних мостов для К-700 и их модификаций, а также участок по ремонту балансирных кареток гусеничных тракторов ДТ-75, Т-74.

В 1987 году из состава сельхозтехники выделили снабжение в отдельное предприятие

«Агропромснаб».

Мы перешли на работу в него. Построили новую контору, отапливаемый гараж для техники, разгрузочную площадку. Реконструировали складские помещения, ввели адресацию запасных частей и материалов на складах. Заасфальтировали и обнесли забором производственную зону. Заключили договоры на прямые поставки техники и запасных частей с заводами Оренбурга, Самары, Перми, Таганрога, Красноярска. Работали и по временным договорам с заводами и предприятиями Екатеринбурга, Казани, Уфы, Курска, Минска, Удмуртии.

В 1995 году Всеволода Викторовича Макарова отправили на заслуженный отдых. Это был не только хороший организатор, но и очень заботливый руководитель. Весь коллектив с большим уважением относился к своему директору. А коллектив был дружный и работоспособный. Будучи уже на пенсии, мы частенько проводили время на охоте и на рыбалке…