Ситуация сложная, но настрой на работу есть

Сегодня главная задача для всех организаций, предоставляющих коммунальные услуги населению района, — полная готовность к работе в зимних условиях. Для теплоснабжающих организаций – это практически пройденный этап, потому что начало отопительного сезона уже состоялось.

А о том, что сделано в названном направлении в ООО «Водоканал», рассказал его директор М.Н. Аристов.

— В текущем году, — отметил Михаил Николаевич, — на статью P1040410 копия«Капитальный ремонт» у нас не было отпущено ни рубля. На текущий ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и объектов, входящих в эти системы, планировалось затратить 282 тысячи рублей, которые и были нами освоены.

— В чем заключалась тогда конкретно вся подготовка водосистем?

— В устранении аварий на магистральных сетях и скважинах. А их было достаточно. Лишь за полгода на магистралях и насосах около тридцати, не считая аварий на подводках к жилым домам. Последние хотя мы и не учитываем, потому что в нашу задачу входит обслуживание только магистральных сетей, но населению все-таки помогаем.

— Почему количество утечек так велико?

— Первопричина заключается в большом износе водопроводов. Они проложены в основном еще в 80-х годах прошлого столетия. Вкладываться в них сейчас мы не имеем возможности: сказывается ограниченность в денежных средствах. Да и на ремонты, как вы поняли, тоже идут копейки. По существу в текущем году был заменен всего один участок водопроводной магистрали в деревне Кухтино. И его выполняла подрядная организация из Сарапула. Еще планируется замена водонапорной башни в с. Галаново, но проектно-сметная документация пока не получена.

— Какие населенные пункты района входят в зону обслуживания водоканала?

— Все, кроме Быргынды, Ныргынды, Новопоселенного и Зуевых Ключей. Это 19 поселений. На балансе организации состоят 41 скважина, 36 водонапорных башен, 125,5 км сетей.

— А водоразборные колонки у вас есть?

— Разумеется. Но мы стараемся их убирать, потому что колонки дают большие потери воды. Ремонтировать их трудно, запчасти к ним дорогие, ехать за которыми зачастую нужно на завод в Можгу, что тоже дает затраты. А вода с колонок самая дешевая. Нередки случаи, когда подъезжают к колонке машины, водители набирают воду через шланг, что категорически запрещено. Мы беседуем с такими людьми и стараемся заключить с ними договор, показываем точку водозабора. В этом случае за услугу уже идет проплата.

— А вообще, Михаил Николаевич, насколько дисциплинированны наше население, организации в плане расчета за потребленную воду?

— Среди граждан у нас, к сожалению, немало должников. На сегодняшний день собираемость финансовых средств от первых фиксируется на уровне 92%. Долги населения составляют более 2 млн. рублей. В текущем году нами подано 169 исковых заявлений в суд на общую сумму 738 тысяч рублей. По ним принято 136 судебных решений на закрытие долгов в размере 571 тысячи рублей. С организациями таких проблем нет. Если бывают с их стороны задержки, они пытаются их быстро покрыть.

— Какова численность работников водоканала и как распределен их функционал?

— В настоящее время у нас трудятся 17 человек. 11 из них – рабочий персонал. Это 4 слесаря, 3 водителя, сварщик, электрик, экскаваторщик и мастер, что далеко от того норматива, который рассчитывается на количество штатных единиц по протяженности обслуживаемых водопроводных сетей, численности водонапорных башен и скважин. Только рабочих у нас должно быть 46 человек.

— Что же мешает вам соблюдать данный норматив?

— Каждому же нужно оплачивать труд, начисления производить, а где взять на это средства? Тариф в водоканале сегодня убыточный. По существу мы работаем в ущерб организации. Наши затраты превышают собираемость средств за оказываемые услуги. За истекшее лето у нас, например, долг накопился в 1 млн. рублей. Каждые два месяца мы подаем иски в суд. И убыток растет из года в год. Повышаются расходы, техника вся старая, падают объемы начислений по причине установки гражданами на водосетях приборов учета потребленной воды.

— А какую-то помощь вам оказывает районная администрация в поддержке непрерывного рабочего процесса, закрытия определенных проблем?

— Да. В прошлом году, например, на деньги местного бюджета для водоканала приобретались насосы. На этот вид оборудования заявляется установка по конкурсу. Естественно, в конечном итоге процедура влечет закупку самых дешевых насосов, которые долго не работают и зачастую не подлежат ремонту. Экономия, ставящаяся во главу сути конкурса, нам оптимизма не добавляет, потому что организация потом попадает в проблемное положение. Да и жители тоже страдают от поломок дешевого оборудования, ибо остаются без воды, ведь уходит время на то, чтобы найти насос, приобрести его и установить.

— В общем, ситуация у вас не самая радужная.

— Да, и основной минус, я считаю, заключается здесь в заниженном тарифе. Немаловажна тут и добросовестность жителей района. Некоторые из них идут на обман, делают несанкционированные врезки в водопроводные сети, воду для бань берут на колонке (при наличии в доме прибора учета) и т. д. Требований к предприятию предъявляется много. Контрольные органы ни на что не смотрят: есть правила, значит, надо их выполнять. Всем необходимым должны быть оборудованы башни, скважины, люки должны закрывать колодцы. Но, если расходы превышают доходы, нелегко все это осуществлять. Нет модернизации, а отсюда и нет улучшения. Тем не менее коллектив старается работать, используя все свои возможности и поддерживая у населения доступность к предоставляемым ему услугам водоканала.

Подготовила Е. Ерамасова.