Край прикамский – родная сторона

Отчий край, родная сторона. Как много значат эти знакомые с детства слова в жизни каждого человека. Что может быть прекраснее своей Отчизны! Нет такого человека, которого не тянули, не звали бы к себе родные места.

2-1Для нас, жителей прикамья, горячо любимой родиной является Каракулинский район – одно из самых красивейших мест Удмуртии. Величаво катит свои воды широкая Кама, чистый воздух, благоухающий ароматом трав, налитые тугим колосом хлебные поля, родники, луга, озера наполняют гордостью за свою малую родину.

Мы, современники, должны быть очень благодарны нашим предкам, которые основали и обжили этот край. Каракулинцы свято чтят историю и традиции, оставленные нашими дедами и прадедами, развивают и дополняют их новым содержанием.

Сердце нашего района – село Каракулино. История его глубокими корнями уходит в седую древность. Прикамские крестьяне любили свою малую родину и поэтому селам и деревням давали красивые названия: Боярка, Ветлянка, Дубровино, Вятское, Ромашкино, Зуевы Ключи, Красное поле…

Населенные пункты в Каракулинском крае зарождались в разное время, но в основном в XVI-XVIII веках. При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что прикамье заселялось переселенцами из разных русских областей: Нижнего Новгорода, Костромы, Устюга, Пошехонья, Вятки и др. Первый переселенец Галанов дал наименование селу Галаново, приехав из деревни Усть-Сарапулка, деревня Буториха названа в честь крестьян Буториных, прибывших с Вятки, село Пермяково основали хлебопашцы Пермяковы.

В честь первых переселенцев, основателей сел и деревень, было названо более 30 населенных пунктов в Каракулинской волости. Среди них такие, как Кирьяново, Глухово, Максимово, Марагино, Новоселово, Пестерево, Петровка, Русиново, Суханово, Сухарево, Цыгвинцево, Бочкарево, Колесниково, Котово, Быково, Маратканы, Патраково, Кириллов Починок и многие другие. Что касается села Каракулино, то его основали крестьяне Каракулины, которые были не только успешными хлебопашцами и ремесленниками, но и торговыми людьми, писарями воеводской канцелярии.

…Именами первопроходцев назывались речки, поля, лога, горы, луга, озера, улицы. В каждом селе насчитывалось до 300 топонимов (названий местности), по которым можно написать целую историю сел и деревень прикамского края.

Жизнь прикамских хлебопашцев была трудоемкой и суетливой. Они возделывали землю, выращивали скот, ловили рыбу, разводили пчел, охотились, строили дома, растили детей. Главным делом всей жизни каракулинских крестьян считалось выращивание хлеба, благодаря чему волость считалась житницей Вятской губернии. Развивались и разнообразные промыслы: кузнечное и гончарное производство, скорняжное и чеботарное дело, изготовление изделий из шерсти. Широко было распространено изготовление сундуков, телег, колес, саней, земледельческих орудий.

Каракулинцы образовывали небольшие кожевенные мастерские, где изготовляли обувь. Рос частный рынок, росло и богатело село Каракулино. Оно славилось крупнейшим хлебным рынком. Оборот денежных средств здесь в течение двух ярмарок и еженедельных базаров составлял 1081300 рублей. Для сравнения приведу такие факты: на Ижевском заводе оборот составлял 424500 рублей, на Воткинском – 220600 рублей, в Сарапуле – 292500 рублей. Первое место по торговле в Сарапульском уезде принадлежало селу Каракулино.

В Каракулино были 3 церкви, 45 лавок, 25 амбаров для складирования хлеба, соли, рыбы, 3 водяные мукомольные мельницы. К увеселительным заведениям относились 2 казенные лавки, 10 пивных, 2 трактира, 1 погреб. Были свои купцы – И.Ф. Ведерников, Кузьминых, Трегубовы, Казанцевы, Верхотин.

А еще село Каракулино являлось древнейшим православным  центром Удмуртии после города Сарапула. Об этом говорил и доктор исторических наук Е.Ф. Шумилов: «Особенно богаты были старинными церковными зданиями Каракулинский и Сарапулский районы. Именно отсюда христианская цивилизация постепенно завоевывала глухой языческий край, продвигаясь на север».

Старинные села Колесниково, Каракулино, Вятское были утверждены еще в середине XVII века. В центре этих населенных пунктов возвышались деревянные церкви. Четыре церкви были построены в XVIII веке: в Кулюшево (1706 г.), Чеганде (1717 г.), Пермяково (1780 г.), Галаново (1794 г.). Потом еще четыре церкви воздвигли уже в XIX  веке – в селах Арзамасцево (1836 г.), Новопоселенное (1870 г.) и Черново (1913 г).

Православная вера способствовала  крепкой связи между  народами всего прикамского края, укрепляла  любовь к родной земле. С Божьей помощью вершились все дела. Люди оценивались не по количеству нажитого, а по делам и поступкам, выполнению заповедей Божьих, живших праведной жизнью…

В. Буторин.