Откровенно  о социальном театре

Учащиеся Арзамасцевской школы к своему выступлению готовятся с желанием, и их игра трогает зрителя до глубины души

159Ежегодно в рамках профилактической акции «Подари себе жизнь» в районе проходит фестиваль социальных театров, играющий большую роль в проведении мероприятия, так как сами дети  принимают в нем личное участие.

Меня нередко спрашивают, как научить детей играть так, чтобы зрители плакали или радовались вместе с героями. Сразу подчеркну: все начинается с подготовки. Ребята делятся своими идеями, говорят о социальных проблемах, которые они хотели бы отобразить в своем выступлении. Первыми всегда начинают мальчики, а девочки постарше критикуют их предложения. После нескольких дней споров мы все-таки приходим к единому мнению. В этом году, например,  старшеклассники отказались показывать проблему наркомании и алкоголизма среди подростков. Девочки аргументировали это тем, что одна тема  3 года подряд – это  неинтересно. Тогда мы взяли проблему терроризма, вспомнили трагедию Беслана и совсем свежие события в г. Керчи, где  студент хладнокровно расстрелял подростков. Жертв могло быть значительно больше, если бы не обнаружили все взрывные устройства.

SONY DSCДальше ребята продумали сцены, составили себе легенды, продумав все до мелочей: статус, состав семьи, друзья, увлечения,  характер своего персонажа. Работа была сложной и кропотливой. Нам нужно было взаимодействовать друг с другом и хорошо сыграть взятую на себя роль. После каждого показа мы рассказывали свои легенды, а потом,  снимая маски, говорили о своем отношении к герою и происходящему на сцене. Каждый раз мы приглашали других ребят, которые находились в клубе,  они смотрели со стороны и задавали свои вопросы. Это помогало нам в дальнейшей работе над спектаклем, которой мы назвали «Минута между жизнью и смертью».

Много раз актеры повторили, что в реальности они не поступят так жестоко, как в своей постановке, и это звучало очень убедительно, в это поверили и зрители, то есть методика «Равный-равному»  эффективна.

123Интересно наблюдать за ребятами, за их перевоплощением и духовным преображением. Главного героя сыграл Саша Ахматзин. Сначала он был своенравным, не шел ни на какие уговоры других персонажей. Но ребята всячески помогали и поддерживали его, и к концу работы над спектаклем он стал более сдержанным, начал прислушиваться к другим артистам. А это и есть воздействие спектакля.

564А Валерия Уткина, исполнившая роль учительницы, всегда  сдержанная на репетициях, на премьере показала такие яркие эмоции, что зритель поверил ей и стал соучастником трагедии. Татьяна Пищикова, исполнительница роли матери главного героя, по сценарию была бездушной и прагматичной женщиной, но, увидев боль своего сына, поняла собственную ошибку и со слезами на глазах попросила прощения у него. И зрители сопереживали и плакали вместе с ней. Этому не надо учить, оно приходит само в процессе осмысления роли и пересмотра ценностей за время короткого спектакля.

арзамРепетиции были сложные: текст не писался, наслаивались новые реплики и действия. Когда ребята затруднялись отобразить какую-то эмоцию, жест, действие, мы обращались к жизненному опыту, потому что наша жизнь состоит из череды событий, происходящих вокруг нас, что значительно помогало.

Максим Гуменников, Артур Скопин, Надя Мальцева, Лена Глухова  сыграли яркие эпизодические роли. Театр – это командное мастерство. От игры каждого зависит результат спектакля. И у нас он получился. Мы донесли до зрителей идею, заставили переживать с нами. Великая сила искусства помогла  достучаться нам до  их сердец.

Задача социального театра — донести до участников и зрительской аудитории некую социальную проблему, чтобы уметь избежать в дальнейшем трагедий, осмыслить жизненную ситуацию  и принять правильное решение.

А.  Теплякова, культорганизатор Арзамасцевского СДК.