Как отмечали праздники в Козловке

Из воспоминаний Раисы Яковлевны Постниковой из бывшей деревни Козловка, где прошли ее детство и юность

В деревне в августе был престольный праздник Бориса и Глеба или Борисов день. По заведенному золотому правилу к этому дню завершали в колхозе сеноуборку.

До обеда все работали на своих местах, а после обеда в центре деревни собиралась толпа народа (от каждого хозяйства по человеку) и шли делить сенокосные угодья для себя.

Вечером все отмечали престольный праздник: с разных сторон деревни слышались песни, звучала музыка, устраивались посиделки. А после праздника, с 7 августа, начинались снова суровые трудовые будни. Косили сено для своего хозяйства, в основном ночью. Все торопились, так как могли начаться дожди. Сено складывали в стога и оставляли до заморозков.

Культурные мероприятия устраивали сами жители деревни. Готовили сценарии, репетировали и ставили концерты. Это было очень интересно и увлекательно, так как одна половина жителей деревни — артисты, другая — зрители.

Свадьбы справляли только зимой. Проводилось сватовство, назначалось время свадьбы. Невеста оповещала своих подруг. Подруги в течение месяца приходили каждый день к невесте в дом и готовили приданое: шили, вышивали, вязали, каждый делал то, что мог. Ездили к жениху в дом, замеряли окна, чтобы правильной длины были шторы, длину пола, чтобы разрезать половики. Специально заготавливали веники для бани — мыть невесту перед свадьбой. На веник привязывали разноцветные ленты, и невеста раздавала их девочкам-подросткам. Все это были молодежные забавы, игры. В доме у жениха подруг невесты встречали радушно, угощали, одаривали подарками.

В день свадьбы жених со своими родственниками приезжал к невесте, и начинался переполох. Откупались ворота, ступеньки у крыльца, вход в дом, и наконец, — невеста. Невесту выводят родители и крестные. Благословляют молодых иконой с молитвой, усаживают на видное место. Все гости устраиваются за столом в определенном порядке, а жители деревни, которые пришли посмотреть, толпятся у порога. В это время девушки-подруги выносят из кухни «курный пирог», и начинается свадебное величание. Величают специальными песнями жениха, невесту, родителей, крестных. За все это дают деньги. Продолжается всё в течение часа, потом все угощаются. После застолья начинается торг сундука и приданого. Затем жених с невестой и гости уезжают в дом к жениху, а подруги и молодежь остаются в доме невесты, и веселье продолжается. На следующий день свадьба идет в доме жениха. Гости участвуют в разных играх: невеста подметает пол, а гости бросают деньги; печет блины и угощает тоже за деньги; невеста с ведрами на разукрашенном коромысле идет за водой на колодец, жених ее оберегает. Все это время гости устраивают всякие преграды — трубу закрывают, ведра опрокидывают и т.д. Когда все успокаивается, жених с невестой ходят в гости к родителям невесты, к крестным, к родственникам.

DSC04105

В закамье было три деревни — Новоселово, Козловка и Маляши, — которых ныне уже нет, но их бывшие жители до сих пор вспоминают о тех прожитых годах…

Моя Козловка примечательна тем, что там жили религиозные люди. Боялись греха и с малых лет внушали детям заповеди Христа. На три деревни был один молельный дом. Это дом моей мамы Постниковой Анны Максимовны. Очень торжественно отмечали праздники Рождество Христово и Пасху. Люди приходили из дальних мест. Благоговейно  молились со слезами на глазах.

Рождественская служба начиналась в 3 часа утра  и длилась до 7 часов. Потом начинали печь шаньги, накрывали праздничный стол. В это время в дом приходили небольшими группами дети  и славили Рождество Христово: они пели специально выученную молитву. Детей ждали, всю ночь не закрывали двери в домах. Усаживали на подушки, чтобы велись в хозяйстве гуси, или на шубы, чтобы овцы были здоровы. А после молитвы их благодарили и угощали сладостями, кто что приготовил: конфетами, орешками и семечками. Таких групп за утро приходило несколько (но обязательно утром!). К Рождеству Христову всегда шили новое платьишко или рубашку. Все в доме было пропитано святым духом, горели лампады на божничке и пахло вкусной стряпней.

В Пасху Господню все повторялось, но к ней готовились по-особому. Наступает весна, оживает природа и, в первую очередь, приводили в порядок дом. Подготовка к Пасхе начиналась за неделю. Мыли всю избу — потолок, стены, полы, полати. Потом стены оклеивали обоями, на окна развешивали шторы. Возникало чувство, что при преображении дома переображался и сам человек. К этому празднику тоже обязательно шили новое платье. Мне обнову шила Сушинцева Варвара Николаевна из Притыкино, у нее были больные ноги и она с большим трудом приходила к нам.

К Пасхе готовили специальное кушанье — сыр. До сих пор помню его рецепт: творог смешивали с яйцами, сахаром, сметаной и сливками, эту сладкую массу перекладывали в специальную посудину в форме гробницы из досок, ставили гнёт, постепенно увеличивая груз, а деревянные досочки на форме закручивали все сильнее. На праздник Пасхи готовый сыр ставили на стол, пекли много пасхальных куличей разных размеров, красили яйца. Крашение яиц — это особая традиция, этим занималась Сушинцева Варвара Николаевна. Служба начиналась в 12 часов ночи и продолжалась до 3-4 часов утра. Молельную или молитвенную службу вела моя мама. Помогали ей помощники — Сушинцева Варвара Николаевна, Кузнецова Татьяна Андреевна, Кузнецова Матрёна Яковлевна и др. Перед крестным ходом все выходили на улицу. Выносили икону и с зажженными свечами обходили дом. Это было очень трогательно, дух захватывало, и слезы лились сами собой. Во время крестного хода каждый, кто хотел встретить Господа, встречал его. Была организована стрельба из ружей, по всей деревне звучали выстрелы. После службы все садились за стол и начиналось чаепитие.

Ведёрный самовар готовили заранее. А потом сидели, говорили, вспоминали, радовались, поздравляли друг друга с праздником. С рассветом гости потихоньку расходились.

А днем в деревне было весело. Накануне праздника у всех на виду специально по наряду ставили качель. Называли ее «Козловка». Все жители под гармошку пели и плясали около этих качелей. Веселье не стихало целый день до самой ночи.