В героической летописи страны

В преддверии праздника,  Дня Великой Победы, состоялся традиционный объезд ветеранов войны, участников трудового фронта, строителей Балезинской железной дороги. В числе поздравляющих были председатель Совета депутатов МО «Каракулинский район» Н.Г. Гвоздев, депутат райсовета, начальника центральной инженерно-технической службы АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова М.А. Хаков и специалист ОСЗН И.И. Шадрина.

На каждой территории к делегации присоединялись главы муниципальных образований.

делегация у кумерова

С огромной любовью о Л.П. Кумерове заботится его дочь Нина Леонидовна.

В Каракулино она посетила участника Великой Отечественной войны Леонида Петровича Кумерова. Родился он в 1926 году. В самый разгар войны в 1943 году 17-летний юноша ушел на фронт. Сначала его отправили в Курганскую область учиться на шофера. После окончания школы Леонида Петровича зачислили в состав шестого корпуса 458-й дивизии, который вел бои на I Белорусском фронте. День Победы он встретил в Берлине. Сейчас здоровье ветерана уже не то, что было раньше, но с огромной любовью о нем заботится его дочь Нина Леонидовна. Она с трепетом относится к своему отцу, ведь он настоящий герой, который с честью отстаивал свободу своей Родины.

С большим радушием встретила делегацию и Любовь Александровна Игнатьева. Смелость женщин на фронте достойна восхищения. Любовь Александровна участвовала в боях на Ленинградском фронте и в Прибалтике. Была пулеметчицей зенитного бронепоезда. Воевала в Великих Луках.

Недавно Л.А. Игнатьева переехала в новую более просторную квартиру, где о ней заботится внук Алексей со своей супругой.

чегандаколесникововетеранПоздравив участников Великой Отечественной войны, делегация  отправилась к ветеранам-строителям железной дороги Ижевск-Балезино. Прокладка её  началась в январе 1942 года. Этот путь был необходим для сокращения времени транспортировки угля и древесины на оборонные заводы с севера республики в столицу. Молоденькими девушками попали на стройку железной дороги З.В. Мосалева из Колесниково, Н.Д. Личидова из Чеганды и Л.И. Гаврилова из Пинязи. С большим волнением они вспоминают те события. Сначала прорубалась просека, выкорчевывались пни. С глазами полными слез  вспоминает, например,  Лидия Ивановна Гаврилова, как рубили лес, таскали тяжелые бревна на стройку. Мужчин тогда всех отправляли на фронт, поэтому вся тяжелая работа легла на плечи женщин и детей.

Особенно трудно приходилось зимой, когда промерзшую землю с трудом брали ломы. Жили в землянках. Из-за отсутствия нормального жилья  негде было просушить одежду. За работу давали по 800 граммов хлеба в день. От холода и голода погибло много человек.

Из рапорта строителей дороги  Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР, И.В. Сталину от 6 октября 1943 года.

«… Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание: работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…».

В марте 1943 года на железной дороге было открыто рабочее движение, а окончательно строительство её завершилось в 1944 году.

А. Тюбарова.